Добрый день друзья-коллеги!
Хочу поделиться частью информации, которая звучала на «Круглом столе» 15 января в Запорожье.
Мне досталась тема «Особенности современного сетевого маркетинга. Различие сетевого и линейного бизнеса».
Сперва хочу обозначить, почему я считаю данную тему актуальной.
Наверняка многие из Вас слышали фразу, что «если бы все разобрались, что такое сетевой маркетинг, то наверняка все бы в нем участвовали». На практике же происходит иначе, почему-то…. На практике огромное количество людей, впервые услышавших о сетевом маркетинге ежедневно, еженедельно, ежемесячно вливаются в наши ряды. Но, почему-то общее количество дистрибьюторов в сетевых компаниях не растет. Почему-то попробовав себя в сетевом многие люди «обижаются» на него на всю оставшуюся жизнь. Конечно, можно услышать фразы о том, что сетевой маркетинг не для всех, но я хочу обсудить одну из причин того, что люди приходя в сетевой, уходят из него несолоно хлебавши.
Наверняка многие из Вас слышали фразу, что «если бы все разобрались, что такое сетевой маркетинг, то наверняка все бы в нем участвовали». На практике же происходит иначе, почему-то…. На практике огромное количество людей, впервые услышавших о сетевом маркетинге ежедневно, еженедельно, ежемесячно вливаются в наши ряды. Но, почему-то общее количество дистрибьюторов в сетевых компаниях не растет. Почему-то попробовав себя в сетевом многие люди «обижаются» на него на всю оставшуюся жизнь. Конечно, можно услышать фразы о том, что сетевой маркетинг не для всех, но я хочу обсудить одну из причин того, что люди приходя в сетевой, уходят из него несолоно хлебавши.
Причина в том, что они попадают не в сетевые компании!!!
Для того что бы задержать на этой мысли Ваше внимание, я повторюсь – многие компании, называющие себя сетевыми, таковыми не являются!!!!!!!
Для иллюстрации я предлагаю таблицу, в которой сетевой сравнивается с линейным бизнесом по некоторым параметрам. После таблицы предлагаю пояснения к каждому пункту.
критерий | Классический (традиционный) бизнес | Сетевой бизнес |
1.Вложения | Чаще всего, присутствуют. | Отсутствуют |
2.Прибыль | В среднем, через 5-10 лет. | Через 2-10 месяцев. |
3.Риск | Есть риск потерять вложенные средства. | Нет риска. |
4.Администрирование | Пирамида. | Усеченная пирамида. |
5.Графическое дерево | Заполнение освобождающихся вакансий. | Динамическая компрессия. |
6.Управление | Жесткая вертикаль, слабая горизонталь. | Сильная горизонталь, кросслинейность. |
7.Семейность | Чаще всего, нет. | Есть. |
8.Деньги | Зарплата – 1 раз за однажды сделанную работу. | Доход – ежемесячно за однажды сделанную работу. |
9.Продукция | Любая. | Оборачиваемая, эксклюзивная. |
10.Реклама | Есть. | Нет. |
11.Деятельность | Пятидневка 40 часов. | По требованию. |
12.Отпуск | По графику. | Когда есть желание. |
13.Коллектив | Попадаем. | Подбираем. |
14.Род деятельности | Физическая доставка товара потребителю. | Интеллектуальная доставка товара потребителю. |
15.Специальность | Одна – две. | Кадровик, Продавец, Учитель, Косметолог, Нутрициолог, Оратор, Психолог, Артист. |
16.Помощь людям. | Редко. | Часто. |
А теперь предлагаю разобрать эту таблицу по запчастям.
1. Вложения. Предполагается, что в сетевом маркетинге вложения денег не нужны. А, на самом деле, я знаком со многими компаниями, в которых при входе «просят» у входящего от 200$ до 3000$. Вопрос – сетевые ли это компании.
2. Прибыль. Предполагается, что прибыль в сетевом маркетинге настигает участника проекта быстрее, чем в линейном бизнесе. А, на самом деле, я знаком со многими компаниями, где расходная часть бизнеса (ежемесячные взносы или автозакупки) составляют несколько сотен долларов. А бывает и так, что ежемесячные обязательные закупки растут с ростом рангов, тем самым отдаляя момент прибыльности бизнеса на неопределенный срок. Такая ситуация очень напоминает работника, получающего зарплату в 200$, и тратящего на проезд до работы те же 200$...
3. Риск. Предполагается, что в сетевом маркетинге риска потерять деньги - нет. А, на самом деле, если есть вложения и есть ежемесячные затраты (гораздо большие, чем необходимо для личного пользования продуктом), то, автоматически, возникает риск потери этих денег.
4. Администрирование. Особенность традиционного бизнеса в том, что на верхушке этого бизнеса всегда есть место ТОЛЬКО для одного человека. Особенность сетевого бизнеса в том, что верхнего ранга плана маркетинга могут достичь многие. По крайней мере, так говорят на презентациях. На практике же я знаком со многими проектами, в которых уже много лет (десятилетий) на верхушке маркетинг-плана находится один человек или вовсе никого. Сейчас не берусь обсуждать причины такой ситуации, я их раскрывал во многих предыдущих своих статьях. Сейчас только констатирую – такая ситуация имеет место.
5. Графическое дерево. Имеется в виду, что в традиционном бизнесе, при выпадении из системы какого-либо звена пирамиды, образуется зияющая пустота – вакансия. И для заполнения вакансии требуется найти работника соответствующего по многим условиям. В сетевом, в подобной ситуации, действует компрессия. Это в идеале. А, на самом деле, есть много сетевых компаний, где динамическая компрессия отсутствует!
6. Управление. В линейном бизнесе все управление происходит по вертикали, авторитарно. В сетевом, если управлять структурой подобным образом, она разбежится. Именно поэтому в сетевых компаниях сильная горизонталь, когда при пересечении разных веток происходит саморазвитие. Хотя, это сильная сторона далеко не всех сетевых компаний.
7. Семейность. Предполагается, что в сетевых компаниях семейственность поощряется. На самом деле, это не всегда так. В рамках данной статьи не берусь раскрывать особенности многих маркетинг-планов и пояснений к ним в разных компаниях, однако берусь утверждать, что очень часто условия компании прописаны не в пользу семьи. Если у кого-то появится делание пообщаться на эту тему, пишите в комментариях.
8. Деньги. Существует много компаний, где платят за сделанную работу точно также однажды, как и в традиционном бизнесе. Припадает эта оплата на первый-второй месяц или на первый год, не суть важно. Вопрос – сетевые ли это компании…
9. Продукция. Оборачиваемая продукция нужна именно для того, чтобы получать постоянный доход за однажды проделанную работу. На практике же мы видим, что в компаниях, где платят однажды, оборачиваемая продукция ни к чему. Часто ее там и нет. Обиднее, когда наблюдаем другую картину – план маркетинга готов платить остаточный доход, а продукция компании не оборачиваемая.
Говоря об эксклюзивности, я имею в виду, что продукция компании должна отличаться от той, что продается в розничной сети. Если продукция отличается только «легендой», то грамотному потребителю проще купить такую продукцию в магазине, а не в сетевой компании.
10. Реклама. На презентациях сетевых компаний часто звучат лозунги о том, что наша продукция в рекламе не нуждается, и деньги, затрачиваемые на рекламу, линейными компаниями, в сетевых компаниях идут на оплату труда консультантов и дистрибьюторов. А на самом деле как? На самом деле существуют компании, вкладывающие сотни тысяч долларов в рекламу, в покупку «звезд», в телерекламу и т.д. У меня всегда возникает вопрос – эти деньги изымаются из маркетигг-плана или из производства? Если в рекламе компании денег стало больше, то где их стало меньше?
11. Деятельность. На презентациях сетевых компаний часто говорится о свободном графике. А в жизни, после подписания соглашения, часто человеком начинают руководить – когда и сколько он должен работать!
12. Отпуск. В сетевом маркетинге отпуск можно сделать себе тогда, когда есть желание отдохнуть и деньги, естественно. Всегда ли так? Не очень. Мне известны случаи, когда весомых лидеров терминировали за то, что они уехали в отпуск не «отпросившись» у компании…
13. Коллектив. Всегда ли в сетевом маркетинге мы сами подбираем себе коллектив? Не всегда! Есть целый вид компаний с определенным планом маркетинга, где участник программы не участвует в выборе команды, а довольствуется тем, что досталось.
14. Род деятельности. Знаете ли Вы сетевые компании, в которых дистрибьютору, чтоб совершить товарооборот, приходится «физически» доставлять товар покупателю? И не есть такой вариант, а просто другого варианта нет. Я знаю.
15. Специальность. В классической сетевой компании дистрибьютору, для успешного ведения бизнеса, потребуется развитие в разных отраслях. Однако, есть компании, ограничивающие, по разным причинам, профессиональное развитие своих партнеров. О причинах не в данной статье. Но, такая ситуация есть.
16. Помощь людям. Это не громкие слова. Вспоминаются слова «Бизнес – это то, что одни люди делают для счастья других». Так случилось, что в последние годы возникло много компаний с продуктами сомнительного качества или с маркетинг-планами, направленными на обогащение компаний без учета финансовых интересов дистрибьюторов. О чьем тогда счастье идет речь?
Уважаемые коллеги, у кого-то могло сложиться мнение, что я все только критикую. На самом деле я обнажил одну из причин того, что люди не всегда хорошо относятся к сетевому маркетингу. И причина эта в том, что они, часто побывав даже в нескольких компаниях, ни разу не сталкивались с СЕТЕВОЙ !!!
Добрый день, Юрий! Недавно встречался с приятными семейными парами,- одна из Органо Голд, другая из Ток Фьюжн. Я считаю, что ни одна из них не сетевая, но как им помочь это увидеть, или нужно просто переждать? Что Вы думаете о современных бинарах? С уважением, Александр.
ОтветитьУдалить